Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google

LaFemme, 42 - 14 августа 2008 17:42

[B]Кощунство[/B]

Как называть кощунственного человека: кощун? кощунщик? кощунист? И, кстати, что вообще можно считать кощунством?

В конце XIX века Уложением о наказаниях недвусмысленно определялось кощунство — «язвительные насмешки, доказывающие явное неуважение к правилам или обрядам церкви православной, или вообще христианства». При этом кощунство было возможно не только вербальное, но и материальное, например, «если кто-нибудь вместо восковой свечи поставит сальную». При этом кощунством не считалось неуважительное поведение по отношению к самой вере и её учениям — читаем у Брокгауза и Ефрона — оно попадало под определение «богохуления» (богохульства). Ныне же под кощунством понимают оскорбление религиозных святынь или чувств верующих.

Кощуном на Руси называли человека, который костит. Глагол костить в русском языке сохранился и по сей день, и означает всё то же: «долго и упорно бранить, осыпать бранью, приставать с бранью». Следует отметить, что некоторые этимологи полагают, что данный глагол повлиял и на значение слова «кощей», которое раньше в древнерусском языке означало пленника, имея тюркское происхождение: от kоsci — «невольник». В современном языке слово кощун уже не употребляется, а словари рекомендуют называть тех, кто кощунствует, кощунником или, если это женщина, кощунницей.

[I]Оригинал статьи: http://newslab.ru/blog/269556[/I]

Ну, и сразу про К(о?а?)щея.

[B]Над златом чахнет Кащей или Кощей?[/B]

Для начала вспомним, как водится, историю с биографией: «Кащей или Кощей Бессмертный, в восточнославянской мифологии злой чародей, смерть которого спрятана в нескольких вложенных друг в друга волшебных животных и предметах. В русских сказках Кощей уносит героиню на край света в своё жилище, та выпытывает, где скрыта его смерть; передаёт тайну своему герою-избавителю, который добывает смерть, и Кощей погибает».

У Пушкина, если помните, имя этого персонажа пишется через а – Кащей: “...Там царь Кащей над златом чахнет...”. Этот мифологический персонаж есть у всех восточных славян: наделённый бессмертием костлявый и злой старик, обладатель огромного богатства, царь, оборотень и чародей, похититель красавиц, моривший их голодом и т.д.

История происхождения и написания имения этого скупого старикана остается во многом неясной.

По одной гипотезе, писать следует Кощей – от кошт, кость, “костлявый”. Еще Кощея можно связать с глаголом костенеть – замерзать, затвердевать, впадать в оцепенение: «Кощей – похититель красной девицы-солнца, олицетворяет собой зимние тучи, из-за которых земля костенеет, цепенеет, замерзает». Под действием кощеевых козней герои сказок превращаются в камень, дерево, лед – окостеневают. Отсюда же русское "кощун", "колдун", "кощуны творить".

Кощей

По другой гипотезе, писать следует Кащей – от касть – костить или костерить (бранить). Интересно, что славянское “костить” означает не просто “поносить, хулить”, но и “портить, наносить вред”. Между прочим, такой смысл сохранился и в слове “пакость” – причиненный кому-либо умышленный вред. Действительно, во всех сказках этот старый скряга только и делает, что “костит” — творит пакости положительным героям.

Кащей

Есть и ещё одна гипотеза, толкующая смысл имени Кощей: оно считается заимствованием из тюркских языков периода ранних славяно-тюркских связей и соотносится с тюркским словом кошчи — “пленник”. Эта гипотеза в качестве единственной представлена в энциклопедическом словаре “Мифы народов мира».

Согласно словарю Даля, сначала было Кащей, что означает «мерзкий, противный пакостник», от слова "касть" – пакость. Так Кащея писал и Пушкин. А потом стали писать Кощей – костлявый. Может быть, по ассоциации с костяной ногой Бабы Яги?

Современные словари рекомендуют писать Кощей:
Кащей – (устар.) Наделённый бессмертием костлявый и злой старик, обладатель огромного богатства, персонаж русских народных сказок.
Кощей – 1. (перен. разг.) Тощий старик, измождённый человек. 2. (перен. разг.) Очень скупой человек; скряга, скупец, ростовщик, корпящий над своею казной.

Однако же, можно писать и Кащей – ведь после прочтения этого «Ликбеза» вы наверняка заметили разницу между злокозненным пакостным старикашкой – Кащеем и Кощеем – костлявым скрягой.
За помощь спасибо книге «Образы восточнославянской волшебной сказки» Н. Новикова.

[I]Оригинал статьи: http://newslab.ru/blog/132690[/I]
Добавить комментарий Комментарии: 0
Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.